Меню

1

Когда и какого числа Ореховый Спас в 2020 году — история и традиции праздника

В последние дни лета проходит третий из августовских Спасов – Ореховый. Он не так известен, как Медовый и Яблочный, но знаменует важное для земледельцев время. Пора сбора урожая, подготовки к зиме, посева озимых – все это нашло отражение в народных приметах и обрядах.

Не каждый знает, когда именно наступает Ореховый Спас. Между тем, информация пригодится тем, кто интересуется прошлым страны, чтит традиции. Именно так сохраняется преемственность поколений, живая связь времен, тем более, у мудрых предков есть чему поучиться.

В какой день отмечают Ореховый Спас в 2020 году

Три праздничных Спаса августа приходятся на разные даты, обозначая определенные рубежи в народном календаре. Ореховый Спас – третий, отмечается по традиции 29 августа (по новому стилю). По юлианскому календарю этот день выпадает на 16 августа, когда во многих регионах страны активно идет сбор урожая.

Название Ореховый дано не случайно, в лесах в августе поспевает лещина (орешник). В целом все Спасы связаны с земледельческим календарем славян, поэтому в традициях и обрядах так много сельскохозяйственной тематики. Праздник ежегодно отмечается в одно и то же число, передвижений нет. По дням недели это может быть любая дата, например, в 2020 году Ореховый Спас приходится на субботу.

Помимо общепринятого названия, встречаются и другие:

  • Третий;
  • Спас на полотне;
  • Спас на холстах;
  • Ореховник;
  • Хлебный;
  • Малый.

Каждому названию имеется объяснение. Третий отмечает очередность Спасов, упоминание полотна, холстов указывает на широкую ярмарочную торговлю тканями. Хлебным праздник называли в честь завершения уборки зерновых, отсюда и поговорка: «Третий Спас хлебушка припас».

Считается, что в этот августовский день происходит третья встреча с осенью, и после надо ждать дождей, похолодания, приближения суровой зимы. В городах проводят ярмарки, организуют выездную торговлю, предлагая покупателям всевозможную продукцию нового урожая.

В 2020 году изменений в календаре нет, но из-за пандемии коронавируса и продолжающихся ограничений, рекомендуется воздержаться от посещения служб в храмах, соблюдать меры предосторожности и социальную дистанцию в местах скопления людей.

Христианская история праздника

По церковным канонам на 29 августа приходится празднование перенесения Нерукотворного Образа Мессии в Константинополь. Образ Иисуса на льняном плате (убрусе) долгое время находился в сирийском городе Эдессе. Хранили его там как главное сокровище, так как именно благодаря холсту излечился от страшной проказы правитель города Авгарь.

По преданию, больной царь, услышав о Спасителе, отправил живописца в Иерусалим. Художнику велено было передать Иисусу послание и нарисовать Господа. Из-за большого столпотворения народа на проповедях художник не смог нарисовать Христа, но сам Иисус пригласил к себе посланника царя. Он передал для Авгаря письмо, а также после умывания обтер лицо свое холстом. На убрусе отразился Образ Христа.

Возвратившись в Эдессу, посланник передал письмо, и Образ царю, и тот исцелился от проказы. Чуть позже в Эдессу был отправлен ученик Спасителя – Фаддей, окончательно вылечивший Авгаря и крестивший население города.

Образ же Христа был установлен над городскими воротами и верующие поклонялись ему. При осаде Эдессы войсками византийского императора в 944 году было принято решение отдать святыню в Константинополь как дар в обмен на мирное окончание военных действий. Именно это событие вошло в историю как Перенесение из Эдессы, а празднование намечено на следующий день после Успения Богородицы.

По старому стилю день приходился на 16 августа, но по григорианскому календарю дата выпадает на 29 число. В православной традиции совмещается с празднованием по народному календарю Орехового Спаса. В храмах в этот день проходят службы, освящаются хлебные караваи, орехи.

Несмотря на особое почитание Спаса Нерукотворного, службы были будничные. Особых празднеств не устраивали, так как во многих регионах в это время полным ходом шел или уже завершался сбор урожая. Дорога каждая минута, поэтому спешили до дождей убрать зерновые, посеять озимые.

Традиция почитания Нерукотворного образа закрепилась на Руси примерно с XI века. Во многих землях стали появляться храмы и приделы, которые посвящали Образу Иисуса и нарекали Спасскими. Сам Образ считается оберегом городов и земель русских, а также святыней Руси.

На заметку!

В России во имя Спаса Нерукотворного освящено множество храмов. Среди них – Спасский собор Андроникова монастыря в Москве, Спасские башни в Кремле Казани, Москвы, церковь в Пскове (Жабья Лавица).

Народные традиции

Согласно земледельческому календарю славян, на третий месяц лета приходятся основные работы по сбору урожая, подготовке к осени. Третий Спас – время созревания лещины в средней полосе России, зерновых, основных огородных культур. Пора горячая, поэтому и праздновать особо некогда. Неслучайно Ореховый Спас не так широко известен, как Медовый и Яблочный, а по правилам даже считается полупраздником.

Убирали урожай, засевали озимые. Сроки приблизительные, так как многое зависело от погоды. По традиции несли в храмы лещину, хлеб из зерна первого сбора. После службы караваи несли домой, ели на семейном ужине. Небольшие краюшки оставляли, заворачивали в холщовую тряпицу и убирали в красный угол, за иконы. Хранили до следующего года, веря в то, что благодаря первому хлебу нового урожая в доме будет достаток и благополучие.

С Третьего Спаса в городах начинались ярмарки. Торговали зерном, мукой, ягодами и грибами, всем, что удалось собрать к осени с полей, огородов, в лесах. Особенно бойко шла торговля тканями, как местными домоткаными, так и дорогими, привозимыми из других краев.

Издавна на Ореховый Спас чистили колодцы, приглашали для освящение священников (если не удавалось это сделать раньше, в Яблочный Спас). В лесу ломали ветки орешника на банные веники, лекари собирали травы для целительства.

Интересно, что во многих регионах России широко отмечали два Спаса – Медовый и Яблочный, а в Ореховый предпочитали трудиться. О празднике напоминали лишь следование некоторым традициям (освящение хлеба, орехов), да богатый стол с пирогами, кулебяками, мясными и рыбными блюдами.

Что можно и что запрещено делать в этот день

В отличие от предыдущих двух Спасов, в Ореховник не существовал строгий запрет на работу. Наоборот, после службы в храме, народ отправлялся в поля, отложив застолье до вечера. Убирали зерновые, а также начинали или продолжали (в зависимости от местности и погодных условий) посев озимых.

Хозяюшки торжественно провожали мужей на пашню, с приговорами и напутствиями. Чаще всего под зиму сеяли рожь, поэтому на телеги под медки с зерном сначала ставили три снопа. Верили, что такой обряд поспособствует будущему урожаю.

Спешили в лес, собирать ягоды, грибы, орехи. Старались не уходить по одному, так как верили, что в эти дни в чащах гуляет нечистая сила. Работали дома, по хозяйству, топили бани, чтобы к вечеру смыть пот и всей семьей поужинать на небольшом застолье.

Строго соблюдали лишь один запрет – не ругаться и не ссориться в праздник. Это негласное правило существовало по христианским заповедям и в народных традициях. Считалось, что ругань и конфликты в этот день навлекают в дом плохую энергетику, приносят горе и несчастье. Не стоит желать зла и другим людям, иначе все может вернуться обратно.

Ореховник приходился на день после завершения строгого Успенского поста (Спасовки). Начинался пост в Медовый Спас, попадал на Яблочный, поэтому в застольях набор блюд был ограниченным, без мясных и молочных продуктов, без яиц. На Третий Спас ограничений в трапезе не было, поэтому на столы выставляли множество праздничных блюд. Выпекали пироги и булочки с орехами из муки нового  зерна, готовили рыбу и мясо, сладости из фруктов и ягод, меда, варили гречневую кашу. Обязательно угощали родных и близких людей выпечкой с орехами – на удачу и на счастье. Из хмельных напитков потребляли водку, настоянную на перепонках ореховой скорлупы, медовуху, ягодные наливки.

Приметы и обряды на Ореховый Спас

Так как праздник называли еще и Хлебным, то среди обязательных обрядов – освящение караваев и орехов в храме. Только после освящения угощение выставляли на праздничный стол, а из зерна разрешалось печь хлеб. В молитвах благодарили Господа за хороший урожай, за хлеб, за достаток. Множество поговорок напоминают о важности хлеба в жизни крестьян: «Спас на полотне, хлебушек в гумне», «Хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Хорошей приметой считали испить воды из освященного колодца, лесного родника. В этот день вода – лечебная, поэтому снимет болезни, недомогания, укрепит здоровье. Также обязательно вечером мылись в бане, парились ореховыми веничками.

На заметку!

Ореховые банные веники полагалось хранить отдельно от других. Иначе он потеряет свои целебные свойства.

В средней полосе созревала лещина. Старались не собирать орехи до Третьего Спаса, а вот с 29 августа спешили с корзинами в лес. По приметам, чтобы все удачно сложилось в жизни и для защиты от порчи полагалось первый орех съесть самому, а второй отдать другому человеку.

Сросшийся орешек – доброе предзнаменование, поэтому такой плод хранили как оберег. Находка сулила благополучие и достаток. После сбора орехов молодые девушки гадали на женихов, узнавали свою судьбу и будущее. Вкусное ядрышко – ждет впереди любовь настоящая, сильная, взаимная. Горький орех – к изменам жениха, несозревший – ждать благой вести, а орешек с гнильцой означал несчастье.

Примечали погоду и природные явления:

  • разразилась гроза в Хлебный Спас – быть осени теплой;
  • много орехов в лесу – на будущий год ждать богатого урожая хлеба;
  • журавлиные косяки потянулись на юг до Третьего Спаса, значит ждать холодов и заморозков до Покрова (14 октября);
  • ласточки, по народным поверьям, должны улетать в три Спаса. Если же они и другие перелетные птицы не спешат на юг, осень будет теплой, зима – поздней, а весна – ранней и холодной.

В это день принято трудиться, что разительно отличает Ореховый от двух первых Спасов. За праздничный стол собираются вечером, после бани. Обязательно привечают нищих и убогих, раздают милостыню, угощают выпечкой. Кто отправлялся на ярмарку, должен обязательно совершить покупку. Скупиться нельзя, иначе до следующего Орехового Спаса придется считать копейки и сидеть в нищете.

Третий Хлебный или Ореховый Спас завершает лето, проходит в заботах и страде. Связан со сбором урожая, подготовкой зимних припасов, при этом верующим людям очень важно поблагодарить Всевышнего за благоденствие, здоровье и достаток.

Распечатать
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев к статье: 1
  1. Картавцева Елена

    Спасибо за статью. Столько интересного узнала о том, какие традиции, приметы, обряды, что можно, а что нельзя делать на Ореховый Спас.

    Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных

Adblock
detector